Краткая историческая справка

В центре Москвы к западу от Кремля в Староваганьковском переулке стоит небольшая церковь со скромным декором. Это – храм святителя Николая Мирликийского с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского, замечательный своей пяти-вековой историей.

Первоначальное основание храма теряется в глубине первых веков истории Первопрестольной. Возвышенное красивое положение Ваганькова около Кремля обратило на себя внимание великих князей и скоро стало их загородным имением.

В XV веке Софья Витовтовна, жена великого князя московского и владимирского Василия I, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе здесь участок и построила на нем загородный дворец. В Ваганькове образовался Государев Двор, на месте которого впоследствии был поставлен Новый Государев Двор. В 1531 году великий князь Василий III построил в Ваганькове каменную церковь святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева Двора, а в более позднее время – храмом святителя Николая на Старом Ваганькове.

В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела: правый – во имя преподобного Сергия, левый - во имя 40-ка Севастийских мучеников, воинов-христиан, пострадавших за веру в 320 году.

В XVIII веке Никольский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить на его месте новое. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Новое здание храма было сооружено на белокаменном подклете XVI века с деревянной кровлей и чешуйчатым лемехом на куполе. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

В 1792 году епархиальные власти разрешили разобрать церковь - придел Сорока Севастийских мучеников из-за ветхости. На месте её поставили камень со знаком Креста, а из камня придела установлена ограда вокруг Николаевского храма, которая до сих пор окружает храм. В настоящее время на месте придела стоит деревянный Крест. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск, храм разделил участь Москвы: он был разграблен неприятелем. С этого времени он потерял самостоятельность и стал домовым храмом.

Главный храм был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановлённым до 1842 года. В 1842 году разобрана была его колокольня и возобновлён придел преподобного Сергия. В XVIII веке на месте дворца Софьи Витовтовны появился дом Меньшикова. Этот дом купил П. Пашков и пригласил архитектора В. Баженова, перестроившего его. В 1842 году его занимал Дворянский институт, в 1849 – мужская гимназия, а с 1862 года – Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской Государственной библиотеке. С 1842 года Николо-Ваганьковский храм стал домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, а затем Румянцевском музее. Из исторических воспоминаний недавнего прошлого любопытно отметить одно, связанное с именем великого писателя Н. В. Гоголя. Питомцы Московского Дворянского института сороковых годов XIX века сохранили воспоминание о том, что их церковь любил посещать великий писатель. Пасхальную заутреню он слушал вместе с ними, стоя у левого клироса, рядом с русским историком, писателем М. П. Погодиным.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с 1896 года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Михайлович Чичагов, благословлённый на принятие священного сана самим праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». Отец Леонид находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести своё настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского. Чудесным проявлением Промысла Божия было составление им «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря». Оно имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря. В 1898 году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято –Троицкой Сергиевой Лавры. Долгая, исполненная трудов, скорбей и лишений, богоугодная жизнь митрополита Серафима (Чичагова) увенчалась мученичеством Христа ради. 11 декабря 1937 года он на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на так называемом «Бутовском полигоне». Канонизация священномученика митрополита Серафима состоялась 23 февраля 1997 года.

В 1902 году в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С 1905 года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад. В 1992 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Усилиями небольшой группы людей, продолжающих духовное дело священномученика митрополита Серафима, под руководством священника Виктора Шишкина храм Святителя Николая был восстановлен и в 1993 году освящён.