Священномученик Серафим (Чичагов)

СЛОВО в день памяти святого священномученика Харалампия в церкви Румянцевского музея в Москве*

Священномученик Харалампий был епископом в азиатском городе Магнезии в царствование нечестивого римского императора Севера. Он подвергся жестоким пыткам. Так, двое палачей строгали тело старца железными когтями до тех пор, пока не сняли с головы до ног всей кожи, но тело осталось невредимым. При виде этого чуда многие сочли святителя Харалампия за Христа, сошедшего на землю во образе старца, но градоначальник Лукий вознегодовал, заскрежетал зубами и сам начал строгать тело Харалампия. Требовалось чудо, чтобы показать людям их бессилие и могущество Христа. И что же? В одно мгновение у Лукия отсеклись руки по локоть и повисли на теле Харалампия. Испытывая страшную боль, градоначальник Лукий не только опомнился, но и уверовал во Христа. По молитвам священномученика Харалампия он исцелился и затем через несколько дней принял Крещение от неповинного епископа.

Когда святого Харалампия доставили к императору Северу, то последний приказал его жечь на медленном огне. Одна женщина, желая угодить императору, посыпала раскаленной золой голову и лицо Харалампия. Долго мучили несчастного, но безуспешно. Палачи изнемогли, огонь погас, и тогда последовало приказание оставить старца. Он оказался по-прежнему здоровым и невредимым. Поразился император Север, однако через некоторое время решился вновь удостовериться, действительно ли Харалампий святой, и приказал принести к нему одного бесноватого, одержимого злобным духом более 30 лет и известного своею свирепостью. Не успел святой старец расспросить бесноватого, как нечистый дух вышел из него с бранью и криком. Но чудеса эти не удовлетворили мучителей. Через три дня святой Харалампий воскресил мертвого. Север все-таки не уверовал во Христа и опять возобновил свои преследования. Достославного епископа побивали камнями, зажигали ему бороду и терзали всячески. Но он продолжал существовать. Тогда через месяц император осудил св. Харалампия на посечение мечом. Узнав такое повеление, Харалампий начал радоваться приближающемуся концу и петь псалмы.

Когда священномученика Харалампия привели на место казни, он стал молиться. Чтобы прославить своего священномученика и обратить заблудших на путь истины, Господь совершил величайшее чудо. Вдруг разверзлись небеса, и Сам Иисус Христос со множеством Ангелов нисшел к великому старцу-страдальцу. Старец и некоторые другие ясно увидели Господа в величайшей славе. «Приступи ко мне, друг Мой Харалампий, – сказал Христос, – ты много пострадал ради Моего имени, проси же у Меня, чего хочешь, и Я исполню твою просьбу!» Святой мученик стал просить у Господа, чтобы в стране, где будут положены его мощи, не было бы голода, заразных болезней, но были бы мир, тишина и благоденствие. Обещав исполнить прошение мученика, Господь восшел на небо, а за Ним вознеслась святая душа Харалампия, так что мучителям-язычникам не пришлось и казнить его, труп лежал бездыханным на месте казни, у ног жестоких палачей.

Епископ Харалампий прославил Господа терпением скорбей и мучений до самой смерти. В то время для распространения христианства требовались мучения и чудеса, которые кажутся нам, современным людям, даже невероятными, но, возлюбленные братья и сестры, разве теперь не существуют также мученичества в христианстве? Ведь оно было в мире и до Рождества Спасителя. Еще св. пророк Давид говорил: «За Тебя (Бога) умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание!» (Пс. 63, 23).

Тогда мучили за веру в истинного Бога. А теперь, спросите вы, за что мучить христиан? Ныне не требуется мученичества для утверждения веры, казалось бы, ибо всем известно, что сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). Но теперь также мучают за веру в истинного Бога, Господа Иисуса Христа, и если не употребляют таких орудий пыток, как прежде, то придумали не менее жестокие страдания нравственные, которые приводят и к мучениям физическим, к нищенству, голоду, разорению, преследованию и семейным несчастиям. Об этом неподражаемо говорит великий святитель митрополит Филарет Московский. Вот его слова о современном мученичестве.

«Мир действительно побежден верой христианской, но, однако, еще не уничтожен, он живет и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы или хотя стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный посему в ее область, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух: и таким образом этот враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства; прикрываясь именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство: старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допускать до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением, всяким оружием неправды».

Итак, истинные христиане, борцы за правду, все живущие по Евангелию в наше время тоже преследуются и подвергаются мученичеству. О, если вы, возлюбленные, сомневаетесь и хотите убедиться, увериться в этом, то только сбросьте лицемерную завесу с лица мира – и хорошо увидите преступные черты его…

Смотрите на истинного христианина, он нетерпим среди товарищей, которые обыкновенно служат всему житейскому, только тому, что им выгодно, и кому хотите, но не Богу; он ненавистен старшим, хотя смирен и почтителен, потому что самостоятелен, не низкопоклонен и невольно иногда делается судьей их совести; он неудобен по службе, так как является сторонником других отношений, порядков и обычаев, а также взглядов на исполнение своих обязанностей. Истинный христианин ненавистен многим ученым сего мира, которые считают себя светилами и поэтому требуют себе поклонения, а учеников Евангелия признают за темных, заблудших и неразвитых людей; он скучен и стеснителен для современного общества, потому что оно не имеет с ним ничего общего; он кажется часто тяжелым и безжизненным для своей семьи, так как большинство современных жен и в особенности детей желают наслаждаться всеми изобретениями века, не стесняясь полом, возрастом и христианскими установлениями. Для этого мира удобно и приятно только мирское, извращенное христианство, а потому он преследует учеников Евангелия и правдолюбцев с такою злобою, какая была у древних язычников и их палачей, их обвиняют в небывалых замыслах и проступках, забрасывают клеветами и всякою грязью, бесчестят печатно и всенародно, лишают часто службы, несмотря на их бедность и многосемейность, отымают последний кусок хлеба, расстраивают их семейную жизнь, стараются выдать за опасных и зловредных людей, ниспровергающих существующие обычаи, законы и общественную жизнь; их с восторгом и наслаждением отдают на поругание и насмешки толпы со славою тупоумных и юродивых.

О, мир! О нем предупреждали еще святые апостолы, говоря, что «иже восхощет друг быть миру, враг Божий бывает» (Иак. 4, 4). Но Христос Спаситель ранее того сказал: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Ин. 15, 18).

«Не удивляйтесь, – говорит святитель Златоуст, – когда видите, что праведный, совершающий подвиги, терпит множество бедствий, следовало бы удивляться противному, т.е. если бы диавол, будучи часто поражаем, оставался в покое и кротко переносил наносимые ему раны. Не удивительно, если змий, получая непрестанно удары, свирепеет и бросается на ударяющего. Бог же попускает испытания для того, чтобы праведник удостоился больших венцов, а диавол получил сильнейшее поражение, ибо если праведник, делая добро и испытывая зло, за все благодарит Бога, тогда диавол поражается» (43-я беседа на 1 Кор.).

Такова воля Божия, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах, а не в заблуждениях и страстях. Дух Божий не пребывает в тех, которые в покое. Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир веселится и гордится роскошью и покоем. Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь. Аминь.

* Текст приводится по изданию: Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. С. 322-326. Дата произнесения слова в упомянутом источнике не указана, но в период служения в нашем храме отца Леонида, будущего владыки Серафима, с 14 февраля 1896 по 30 апреля 1898 года память священномученика Харалампия 10 февраля совершалась только дважды в 1897 и 1898 годах.